Нечасто журналисту выпадает такая удача. Пообщаться не просто с человеком увлеченным, но с настоящим мастером своего дела. Александр Лысяков – кузнец. Колоритный, мастеровитый, добрую часть своей жизни простоявший у наковальни и продолжающий сейчас, несмотря на почтенный возраст, «поигрывать молоточком». Академик ЮНЕСКО по кузнечному ремеслу, профессиональный фотограф и художник. Все эскизные решения будущих проектов выполняет сам. Считает, что это – дело старейшины цеха, дело наиболее ответственное. Также на нем – так называемая «привязка к местности», архитектурная разработка. Много лет назад А. А. Лысяков создал свое предприятие, которое называет ласково «артелька». Вот уже много лет его «артелька» – ООО «Кузнецы» выполняет заказы по реставрации храмов и созданию элементов внутреннего и внешнего убранства церквей. Об этом и многом другом рассказал кузнечных дел мастер в интервью «Православной газете».
– Александр Андреевич, расскажите, как началось ваше сотрудничество с нашей Епархией, Екатеринбургскими храмами…
– Для меня сотрудничество с Екатеринбургской епархией началось тогда, когда дверь нашей кузницы отворилась и к нам вошел отец Иоанн Агафонов, нынешний благочинный из Каменск-Уральского. Нам, говорит, нужно сделать скобы для церкви в поселке Волковский. И я так для себя отметил тогда: он был в духе, радостный вообще, душевный, веселый человек. Он был нам рад и мы были рады ему. Вот тогда и началось дело, которое потом во многом приумножилось, а именно: соучастие наше в церковном строительстве. Поучаствовали мы, как я считаю, неплохо (предприятие-то наше уже давно существует): начиная с Каменск-Уральского, Челябинских храмов и, естественно, почти всех храмов у нас в городе, в области. В Курганской области тоже выполняли работы.
Добавлено (31.01.2010, 13:50)
---------------------------------------------
Нечасто журналисту выпадает такая удача. Пообщаться не просто с человеком увлеченным, но с настоящим мастером своего дела. Александр Лысяков – кузнец. Колоритный, мастеровитый, добрую часть своей жизни простоявший у наковальни и продолжающий сейчас, несмотря на почтенный возраст, «поигрывать молоточком». Академик ЮНЕСКО по кузнечному ремеслу, профессиональный фотограф и художник. Все эскизные решения будущих проектов выполняет сам. Считает, что это – дело старейшины цеха, дело наиболее ответственное. Также на нем – так называемая «привязка к местности», архитектурная разработка. Много лет назад А. А. Лысяков создал свое предприятие, которое называет ласково «артелька». Вот уже много лет его «артелька» – ООО «Кузнецы» выполняет заказы по реставрации храмов и созданию элементов внутреннего и внешнего убранства церквей. Об этом и многом другом рассказал кузнечных дел мастер в интервью «Православной газете».
– Александр Андреевич, расскажите, как началось ваше сотрудничество с нашей Епархией, Екатеринбургскими храмами…
– Для меня сотрудничество с Екатеринбургской епархией началось тогда, когда дверь нашей кузницы отворилась и к нам вошел отец Иоанн Агафонов, нынешний благочинный из Каменск-Уральского. Нам, говорит, нужно сделать скобы для церкви в поселке Волковский. И я так для себя отметил тогда: он был в духе, радостный вообще, душевный, веселый человек. Он был нам рад и мы были рады ему. Вот тогда и началось дело, которое потом во многом приумножилось, а именно: соучастие наше в церковном строительстве. Поучаствовали мы, как я считаю, неплохо (предприятие-то наше уже давно существует): начиная с Каменск-Уральского, Челябинских храмов и, естественно, почти всех храмов у нас в городе, в области. В Курганской области тоже выполняли работы.
Добавлено (31.01.2010, 13:53)
---------------------------------------------
– Кузнечное ремесло предполагает какие-нибудь особенности, традиции?
– Мы занимаемся ковочной сталью. Это не чугун, конечно. Это литье. Цветные металлы мы подковываем, но в меньшей степени - это тоже ближе к литью. Наша стезя – это сталь. На Урале много кузниц. Москва, Питер – первые заказчики были оттуда. И первые заказы – храмовые. Конечно, может быть, уместно было бы сказать, что сама технология, которая предполагает последовательность операций, заложена в самой структуре металла, но это же специфика, тонкости профессии. А вот что особенно характерно: особенности, традиции - все это наиболее ярко проявляется в храмовом строительстве, начиная от дверной ручки и заканчивая купольным крестом. Оконная защита - решетки, защита этажей, купольные кресты, жековины на крестах, оковка дверей, вплоть до амвонных решеток внутри, паникадила – все это, в общем-то, кузнечных дел мастеров занятие. Кузнецы много работы в церкви всегда делали. Отдельный разговор - златокузнецы, потому что все убранство храма украшалось под золото. Благолепие придавало, величие, благородство…
– С каких годов вы ковкой занимаетесь?
– С каких? Ну, уже 20 лет. Достаточно быстро мы все это освоили. Сначала была такая Российская организация, которая называлась «Росмонументискусство» – мы там работали. Это была такая профильная художественная работа. А потом подоспела… перестройка… И буквально в первые дни существования нашего предприятия – ООО “Кузнецы” - судьба нас свела с отцом Иоанном. В каком-то смысле отче из Каменск-Уральского стал для нас крестным. Мы сделали в Волковской церкви все работы, потом еще одну церковь и еще храм. Потом мы потеряли просто счет подобным заказам… Недавно мы с ним виделись… Все классические традиции так называемого “русского железа” очень ярко проявляются в храмовом зодчестве. Без кузнеца раньше ни одна церковь не обходилась. Поскольку, как вы знаете, церковное искусство строго придерживается определенного канона, что особенно ярко проявляется в богослужении и иконописи, то и традиции уральских златокузнецов тоже очень устойчивы. Сегодня мы продолжаем работы по восстановлению Верхотурского церковного комплекса, в частности, главного храма Верхотурья – Свято-Троицкого собора.
– Где вы учились кузнечному ремеслу?
– Я, если можно так сказать, самородок, окультуренный чертополох. Я вообще так думаю: кузнецами не становятся, кузнецами – рождаются. Какая-то часть таланта или умения, может быть, передается по наследству. Это дорогого стоит, конечно, если в роду были кузнецы, еще лучше – если династия вообще не прерывалась. Тогда мастер чувствует металл. Он, можно сказать, не один работает – ему его отец и дед, и прадед-кузнецы помогают. Незримая связь. У нас на Урале сам Бог велел заниматься ковкой. Это же Всероссийская кузница - Урал. Конечно, все это здорово разорено было за последние годы. Но все равно, было у кого поучиться. И сегодня, можно поехать, скажем, в Полевской, в Дегтярку, в Тагил. Там производственники высокого уровня. Несмотря на то, что у них нет лицензии на реставрационные работы, как у нас, но работают они тоже здорово.
Добавлено (31.01.2010, 13:55)
---------------------------------------------
– Расскажите немного о себе.
– Я родился в Рязанской губернии и до 18 лет был счастлив. Потом призвали в армию. Служил я здесь, в Екатеринбурге, тогда еще – Свердловске. Отслужил, остался на Урале, стал фотографом-газетчиком, работал фотокорреспондентом в разных газетах: в “Комсомолке”, “На смену!”, всех не упомнишь… Но у меня такая натура, что время от времени меня посещает одна и та же мысль: “Надо меняться!”. Просыпаешься в одно прекрасное утро и говоришь себе: “бросаю пить”, потом: “бросаю курить”. И вот в столь же прекрасное утро, как сегодня, меня посещает мысль: “Пойду в кузницу работать”. Видимо, гены берут свое. Где-то там у меня в роду были кузнецы, вот и заговорила кровь, вот и потянуло к настоящей мужицкой работе. А если серьезно, то для меня решение изменить свою жизнь, заняться работой по металлу, было способом услышать себя, услышать то, чего хочет моя душа. Понять, где я могу принести больше пользы людям. Главное, что я для себя решил: “Стану кузнецом и все”. Решил один раз и уже больше не сомневался. И, как говорится, ремесло это мне пришлось по душе, я пришелся ко двору. Слава Богу, что нашлись люди, которые согласились разделить со мной мои труды и поиски. На сегодняшний момент у нас две кузницы. Предприятие имеет определенную динамику. Хотим открывать еще одну кузницу. Хорошо поставлено обучение. Технология ведь довольно старая, традиционная, поэтому необходим особый подход.
– Я знаю, что не так давно вы встречались с Владыкой. Если можно, в двух словах о прошедшей встрече…
– Встреча с Владыкой Викентием была посвящена как раз обсуждению вопроса о перспективах взаимного сотрудничества. Наряду с прочим обсудили следующий вопрос: на территории нашей Епархии планируется выполнить определенный заказ для Италии. Говорить об этом пока рано… Могу сообщить только, что заказ связан с работами по металлу для Православной Церкви в Италии. Если его получат люди, которые понятия не имеют о том, что такое православный канон – это будет очень печально. Печально для тех, кто потом увидит их продукцию. Поэтому необходим конкурс, открытое состязание. И пусть победит сильнейший. …Рака для мощей Николая Чудотворца…Ее отделка. Вот так. Ни много, ни мало. Заказчики из Москвы. Московская Патриархия пообещала, что часть заказа будет размещена здесь, в Екатеринбурге. Камнерезы, литье, металл. Владыка пообещал, что, если таковой конкурс будет проходить, то мы будем об этом извещены. У нас очень высокая реставрационная лицензия. Наше предприятие хочет принять участие в этом конкурсе.
Добавлено (31.01.2010, 13:58)
---------------------------------------------
– Александр Андреевич, традиционный вопрос. Какие у вас творческие планы? Насколько они связаны с Епархией?
– Очень тесно связаны. Мы говорили с Владыкой по поводу организации в Епархии неких ремесленнических артелей. В этих мастерских молодежь могла бы на конкретных вещах познавать церковный канон, приобщаться к вере с одной стороны и получать профессию кузнеца – с другой. У меня была давняя мечта – сформировать кузницу в лоне нашей Православной Церкви. Помочь тем самым нашей Епархии на ниве ее социального служения. И здесь разговор вышел на следующий этап. Владыка заинтересован в том, чтобы кузнечное ремесло, тесно связанное с историей России, а значит, и Церкви, было развито в нашей Епархии. Вопрос заключается в том, чтобы каким-то образом объединить людей, мыслящих традиционно, настроенных патриотически. Объединить под эгидой Русской Православной Церкви. В нашей Епархии, надо сказать, люди, работающие по металлу, очень чтут православные традиции: существуют православные литейщики, кузнецы, златокузнецы. Но есть, к сожалению, люди, для которых ни традиции, ни Православие большой роли не играют. Я таких горе-кузнецов называю жестянщиками. Для того, чтобы русское слово звучало в полную силу, в Епархии должна быть создана “артелька”, которая стала бы примером для наших собратьев в части канона, уважения к Церкви. В этом, как мне кажется, заинтересован и Владыка. Должны быть заинтересованы и настоятели храмов, прихожане, которые бы смогли не только получать на своих приходах готовую продукцию, но и воочию увидеть процесс изготовления “маленьких шедевров” и даже в нем поучаствовать. Как говорится, “лучше нет в мире красоты, чем красота горящего металла”. Вот это и можно было бы сделать в Епархиальной кузнице. Но пока это всего лишь планы. Хотя я уверен, что такая кузница необходима и она будет создана рано или поздно. Не мной, так кем-нибудь другим. Церковь и кузнечное ремесло очень тесно связаны друг с другом. И по форме, и по содержанию. Это же соборное искусство, православное… Мы хотели бы построить кузницу на территории строящегося Духовно-просветительского Центра. Хочется быть поближе к Церкви.
Глеб ЯКУБОВСКИЙ
Добавлено (31.01.2010, 14:17)
---------------------------------------------
Не большой отрывок на эту тему из Православной Газеты!!! Искренне верю что у нас будут ПРАВОСЛАВНЫЕ кузни!!!